Словарь каратэ

Словарь основных терминов и описание некоторой техники Каратэ-до Сито-рю.

 


  • СТОЙКИ (ТАТИ-ВАДЗА)ПЕРЕМЕЩЕНИЯ (ИДО)
  • ТЕХНИКА РУК (ТЭ-ВАДЗА)ТЕХНИКА НОГ (АСИ-ВАДЗА)ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ (УКЭ-ВАДЗА)
  • КОМБИНАЦИИ (РЭНДЗОКУ-ВАДЗА)
  • КАТА
  • ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
  • ОСНОВНЫЕ ТОЧКИ (зоны)
  • ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

СТОЙКИ (ТАТИ-ВАДЗА):

Сикодати –    широкая стойка;

Дзэнкуцудати –     передняя стойка;

Мотодати –     основная стойка;

Хэйсокудати –      естественная стойка;

Мусубидати –      ритуальная стойка;

Сотохатидзидати – естественная стойка ожидания с разворотом пальцев стоп наружу;

Утихатидзидати –   естественная стойка ожидания с разворотом пальцев стоп внутрь;

Хэйкодamu – параллельная стойка (стопы параллельны друг другу);

Утихатидзидати – естественная стойка ожидания с разворотом пальцев стоп внутрь;

Нэкоасидати – кошачья стойка;

Тэйдзидати –    естественная стойка (Т-образная);

Рэнодзидати –    естественная стойка (Г-образная);

Кокуцудати –    оборонительная (задняя стойка);

Фудодати –     «прочная, непоколебимая» стойка;

Косадати –      скрестная стойка;

Сантиндати –     стойка «триединство» («песочные часы»);

Сагиасидати (цуруаси-дати) – стойка журавля (цапли) на одной ноге;

Камаэ – это реальные боевые позиции. Понятие включает в себя отношение подготовки к бою: ментальное муко-но-камаэ и физическое юко-но-камаэ. Камаэ ката включает в себя положение рук, ног и защиты. Все камаэ выполняются как со сжатыми кулаками, так и сжатыми кистями и комбинировано; положение рук в разных сочетаниях занимают оборонительное положение на разных уровнях (дзёдан, тюдан и гэдан);

Сэнтай –   противостояние противников друг относительно друга фронтально;

Кайтай – противостояние противников друг относительно друга полу фронтально в противоположных стойках;

Дотай – противостояние противников друг относительно друга полу фронтально в одноименных стойках.

 


 

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ (ИДО):

Асинохакоби перемещение ног в каратэдо;

Аюмиаси простой шаг вперёд (естественное движение), перемещение задней ногой вперёд со сменой стойки;

Сасиacu (коса-acu) – скрещивающийся шаг;

Ёриаси (сурикоми) (от слова «ёру» – приближаться, подходить, скользить), перемещение «скольжением» вперёд или назад, вначале передвигается нога, которая ближе к нужному направлению (вперед передняя, назад – задняя), затем передвигается другая нога. Стойка (и сторона) при этом не меняется;

Цугиаси «погоняющий» (преследующий) шаг, задняя ступня приближается к ступне выдвинутой вперед до тех пор, пока не ударится об её пятку;

Косааси скрещивающийся шаг;

Хикиаси отход на шаг назад;

маэни направление вперёд;

йокони направление в сторону;

усирони направление назад;

Дэасивыполнение шага в сторону и назад;

Ойаси выполнение большого шага вперёд сзади стоящей ногой и подтягивание к ней другой ноги с восстановлением длины стойки;

Тайсабаки «управление телом», уходы корпусом с линии атаки;

Тайсабаки 1: встать в стойку дзэнкуцу-дати, выполнить гэдан-барай и сразу же после этого гьяку- цуки-тюдан, затем развернуться (маварэ-аси) на 180 градусов встать в стойку дзэнкуцу-дати, выполнить гэдан-барай и сразу же после этого гьяку-цуки-тюдан;

Тайсабаки 2: встать в стойку дзэнкуцу-дати, выполнить гэдан-барай, затем, шагая аюми-аси, встать в стойку дзэнкуцу-дати и выполнить удар ои-цуки-тюдан, развернуться (маварэ-аси) на 180 градусов, встав в стойку дзэнкуцу-дати, выполнить гэдан-барай, затем, шагая аюми-аси, встать стойку дзэнкуцу-дати и выполнить удар ои-цуки-тюдан;

Тобиаси (тобикоми)прыжковый шаг (стремительное сближение);

Тобиаси гяку или ой цуки удар гяку или ой – цуки впрыгиванием в зону благоприятную для   нанесения удара;

Тэни (тэнсин) – перемена положений или направления движения. Перемена направлений движения может быть вперёд, назад, в сторону, по диагонали. При этом необходимо сохранять равновесие;

Фумикаэаси смена стороны или ног;

Хиракиаси открытый шаг;

Фумикомиаси топающий (сверху вниз) шаг.

 


 

ТЕХНИКА РУК (ТЭ-ВАДЗА):

Сэйкэнтёкуцуки прямой удар перед собой попеременно обеими руками;

Оицуки прямой удар с шагом одноименной ногой;

Гьякудзуки противоположный (разноимённый) удар, выполняемый рукой разноимённой выдвинутой вперёд ногой.

Положение бёдер:

Дзэн (сёмэн)      – фронтальное;

Ханмиосновное (45 градусов по отношению положение Дзэн);

Гякуханмискрученное (90 градусов по отношению к положению Ханми);

Миханмибоковое.

Уракэнymu (йоко, маэ) –    «обратный удар», удар тыльной стороной кулака (вбок, вперёд).
Хикитэ –      от японского слова «хики (каэсу)» – возвратиться обратно. Возврат руки после удара в исходное положение.

Урацуки перевёрнутый удар, в начальном и   конечном положении кулак обращен тыльной стороной вниз; тюдан на среднем, дзёдан – на верхнем уровне;

Татэцуки вертикальный удар, в начальной и конечном положении кулак обращен тыльной стороной в сторону;

Тэтцуй (или кэнцуй)- ути удар «молот», основание сжатого кулака;

Эмпи (хидзи)-ути удар локтем;

маэ прямой вперед;

агэ по восходящей дуге снизу вверх;

маваси по круговой траектории, сбоку вперёд;

йоко прямой в сторону;

отоси нисходящий прямой сверху вниз;

усиро прямой, назад;

Хидзиатэгохон пять ударов локтем последовательно друг за другом одной, потом другой рукой: маваси, усиро, агэ, отоси, йоко;

Сюто «рука-сабля»;

Сютоути удар ребром ладони;

Сютоутигохон пять ударов ребром ладони попеременно одной, затем другой рукой: снаружи внутрь на уровне тюдан, затем изнутри наружу также на уровне тюдан, после этого снаружи внутрь на уровне дзёдан и изнутри наружу также на уровне дзёдан и завершающий сверху вниз (отоси).

Нукитэ «рука-копьё» (пронзающая рука);

ёнхоннукитэ четырех пальцевая «рука-копьё» (большой палец прижат к основанию
указательного пальца);

нихоннукитэ двух пальцевая «рука-копьё» (вытянуты только указательный и средний
палец);

иппоннукитэ одно-пальцевая «рука-копьё» (вытянут только указательный палец);

нукитэцуки прямой, протыкающий удар «рукой-копьём»;

Рётэцуки удар двумя руками;

Кагицуки удар-«крюк». Выполняется согнутой рукой на близкой дистанции на уровне тюдан;

Тэйсёрётэцуки удар основанием ладоней двух рук. Проводится на уровне дзёдан и тюдан, руки располагаются на одной вертикальной линии;

Варётэтэтсуиути (или хасами-ити) – удар по криволинейной траектории двумя руками «железным молотом» – основанием сжатого кулака (или удар «ножницы»);

Хирахасамицукипрямой удар кистью “ножницами”: кисть имеет форму арки – три пальца сжаты, а большой и указательный пальцы разведены в разные стороны. Удар наносится в шею противника. Разновидность юби-хасами-цуки – указательный и большой пальцы разведены, а остальные три сильно согнуты, ударная поверхность в этом случае захватывает и среднюю фалангу среднего пальца кисти;

Хайтоути удар по криволинейной траектории “рукой-саблей”, ребром ладони со стороны указательного пальца.

 


 

ТЕХНИКА НОГ (АСИ-ВАДЗА):

Маэгэри фронтальный удар ногой прямо перед собой:   дзёсокутэй (или коси) – основанием пальцев стопы;

Кеагэ восходящий круговой удар ногой снизу-вверх; Кэкоми   – прямой, толчковый (проникающий) удар ногой.

Маэгэри цумасаки фронтальный удар ногой прямо перед собой сжатыми пальцами стопы;

Маэгэри какато (или гэ-сокутэй) – фронтальный удар ногой прямо перед собой пяткой стопы;

Йокогэри кэкоми боковой проникающий удар ногой;

Сокуто – внешнее ребро стопы ближе к пятке. При ударе пальцы стопы направлены вниз, большой палец оттянут на себя.

Хикиасивозврат ноги после удара в исходное положение.

Мавасигэри круговой удар в горизонтальной плоскости, перед собой; дзёсокутэй (коси)- основание пальцев стопы; куби подъём стопы;

Усирогэрикэкоми проникающий (толчковый) удар пяткой или ребром стопы назад;

Косинокайтэн вращение бёдер;

Дзэн кайтэн прямое вращение: из положения ханми (полу фронтального) в дзэн (сёмэн) – фронтальное.

Гякукайтэн обратное вращение: из фронтального положения (дзэн) в полу фронтальное (ханми). Основу разрушительного удара составляет мощное, амплитудное вращение бёдер;

Нагэвадза техника бросков. Основная схема броска: защита, контратака, бросок, добивающий удар. Например – первый бункай-кумитэ из ката пинъан ёндан: защита от удара дзёдан ои-цуки котэ-укэ, контратака другой рукой сюто-ути в шею, шаг задней ногой к противнику и бросок с захватом одной рукой предплечья атакующей руки, другой шеи противника, добивание ударом гяку-цуки;

Маэ и маваси хидзагэри удар коленом (фронтальный и круговой);

Йокофуми (кэри)- коми боковой удар наружным ребром стопы (сокуто) сверху вниз;

Каривадза «подрезающая техника». В ней используются удары подбивы по нижней

части голеней противника с целью выведения его из физического равновесии;

Асибарай (сото, ути)        – «сметающие» удары подошвой стопы (подсечка снаружи внутрь и изнутри наружу). Разновидность кари-еадза;

Урамавасигэри обратный круговой удар ногой.

 


 

ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ (УКЭ-ВАДЗА):

Гэданбарай«сметающий» блок предплечьем, сверху вниз;

Йокоукэ (или ути-удэ-укэ) – блок внутренней стороной предплечья хё-котэ изнутри наружу;

Сотоутиукэблок внешней стороной предплечья ура-котэ снаружи внутрь;

Агэукэ «восходящий» блок внешней стороной предплечья снизу-вверх;

Сютоукэ «защита ребром ладони», траектория изнутри наружу;

Сютобарай «сметающий» блок ребром ладони («рукой-ножом»);

Отосиутиукэблок-удар по криволинейной траектории;

Йоко-барай      – боковой «сметающий» блок предплечьем;

Нагасиукэ «пустить по течению», отводящий блок;

Моротэ (сасаэ)- укэ блок двумя руками (с подпоркой одной руки другой), внутренней стороной предплечья.

Ниноудэукэ блок снаружи внутрь наружной стороной согнутой в локте руки (пять см. ниже и выше локтя).

Дзюдзи (коса)- укэ блок скрещенными руками (с открытыми ладонями или со сжатыми кулаками) на уровне дзёдан и гэдан;

Котэукэблок тыльной стороной открытой кисти (не согнутой в лучезапястном суставе) по дуге снизу-вверх и изнутри наружу.

Рётэукэ одна рука выполняет дзёдан йоко-укэ, а другая рука гэдан-барай;

Дзёданйокобарайукэ верхний боковой «сметающий» блок предплечьем прямой руки изнутри наружу.

Моротэйокоукэ блок ёко-укэ двумя руками;

Мавасиукэ круговой блок. При выполнении локоть должен быть близко к телу, открытая кисть тыльной стороной наружу и предплечье описывают круг изнутри наружу;

Сукуйукэ «сукуй» – черпать, подхватывающий блок кистью или предплечьем;

Сётэй (“или тэйсё) – осаэукэ давящий блок ладонью (основанием ладони);

Сукуйтомэукэостанавливающий блок-«черпак», выполняется рукой;

Рётэагэукэ –    «восходящий» блок внешней стороной предплечья снизу-вверх двумя руками одновременно.

Какэтэукэ (Итосу-ха) – блок крюк (по автору Итосу); выполняется внешней стороной кисти (ребром), согнутой в запястье (пальцами наружу) вместе с наружной стороной предплечья (зоной запястья).

Фурисутэукэблок «встряхиванием» (отбрасыванием), выполняется рукой;

Кэнсасаэукэблок кулаком снаружи вовнутрь (вторая рука поддерживает первую открытой ладонью с внутренней стороны руки в области кулака);

Микадзукигэриукэ«полумесяц», блок-удар ногой, движение по восходящей дуге снизу вверх, похоже на траекторию движения, как и при ударе маваси-гэри, но в отличие от него наносится плоско всей стопой;

Урамикадзукиукэвыполняется также, как и микадзуки-гэри-укэ, но наносится тыльной стороной стопы;

Намиаси«волна» – нога. Выполняется следующим образом: нога, согнутая в коленном суставе движется внутрь, стопа при этом располагается в одной плоскостью с голенью. Используется при уходе от подсечки противника и для защиты от прямого удара ногой;

Хайтойокоукэ боковой блок ребром ладони со стороны указательного пальца.

Хайсуукэ блок тыльной стороной ладони;

Какэтэ (по Хигаонна-ха) – блок-крюк, выполняется вначале внутренней стороной кисти вместе с внутренней стороной предплечья (зоной запястья), затем сразу же после соприкосновения с рукой противника, рука разворачивается на внешнюю сторону кисти (ребра);

Куриукэ блок наружной стороной предплечья изнутри наружу по полукругу: локоть начинает защитное движение со средней линии тела сверху вниз и в сторону;

Кокэнукэблок внешней стороной сильно согнутого запястья;

Тэйсёосаэукэдавящий блок сверху вниз основанием ладони;

 

Пять принципов защиты:

1). Ракка (отибана) «падение», «опадающие цветы». Отбивать руку противника, оставаясь на месте, как земля без всякого движения принимает опадающие цветки. Типичный пример блок гэдан-барай;

2). Рюсуи «проточная вода». Направлять силу атаки противника в том же направлении отклонением. Типичный пример блок нагаси-укэ;

3). Тэни«смена положения». Защита от атаки противника изменением положения тела, уход может быть вперёд, назад, в сторону, по диагонали;

4). Куссин «наклоняться и выпрямляться» или «сжиматься и вытягиваться». Способ уклонения от атаки противника путём сгибания и выпрямления коленей в стойках. Типичный пример: переход после защиты в контратаку из стойки нэкоаси-дати в мото-дати или из кокуцу-дати в дзэнкуцу-дати;

5). Хангэки«контратака, контрнаступление, ответный удар». Это прием, при котором удар наносится без блокирования, он является и защитой, и атакой одновременно. Типичный пример: цуки-укэ, при котором контрудар достигает цели, пересекаясь с ударом противника и отклоняя этот удар;

Ураукэблок обратной стороной ладони изнутри наружу;

Какивакэукэ «раздвигающий» блок, выполняется двумя руками, разворачивая предплечья вокруг своих продольных осей, раздвигать в стороны сначала локти, а затем кулаки.

Хиракэнукэ блок «плоский» кулак, выполняется сверху вниз костяшками фаланг четырёх пальцев.

Хидзаукэ защита коленом.

Хайсокуаси (кеагэ)-укэ защита подъёмом стопы по восходящей траектории.

Тэйсоку (или сокутэй)-аси-томэ-укэ защита остановка подошвой стопы.

 


 

КОМБИНАЦИИ (РЭНДЗОКУ-ВАДЗА):

Рэнцуки связка из нескольких прямых ударов руками.

Данцуки повторный удар той же рукой.

 


 

КУМИТЭ:

Кумитэ (схватка, спарринг, поединок);

Кихонкумитэ «основной кумитэ»;

Гохонкумитэ формальный бой на пять шагов;

дзёдан верхний уровень тела (шея и голова);

тюдан средний уровень тела (от шеи до пояса);

гэдан нижний уровень тела;

Сэмэтэ (Тори) нападающий партнёр;

Укэтэ (Укэ)защищающийся партнёр;

Бункайкумитэ анализ (разбор) ката в применении с партнёром;

Якусокукумитэ договорной спарринг;

Кихониппонкумитэ обусловленный спарринг на одно запрограммированное действие – атаку;

Дзиюиппон-кумитэ свободный поединок с выполнением одного любого технического действия. При этом роли сэмэтэ и укэтэ заранее распределены. Сэмэтэ атакует когда угодно и как угодно только одним атакующим ударом рукой или ногой, обманные движения запрещены. Укэтэ выполняет один любой приём защиты и последующей контратаки, включая броски;

Дзиюкумитэ свободный, вольный поединок по определённым правилам. Правила соревнований – в них оговариваются все моменты, связанные с проведением соревнований. Соревнования проводятся по программе дзию-кумитэ и ката;

 


 

КАТА:

Ката формальное упражнение;

Эмбусэн траектория передвижений в ката;

Тайкёку «первопричина», «великий предел»; подготовительные ката (всего их пять);

Хэйан (или пинъан) от слов хэйва антэй – мир и покой;

Сантин «триединство», дыхательно-энергетическое ката группы Хигаонна-ха;

Дзюрокуноката «шестнадцать», ката создано Кенва Мабуни;

Найфанти седан происхождение ката неизвестно, предположительно из Китая. Один из важнейших моментов – линейный эмбусэн: все движения выполняются из стороны в сторону;

Бассайдай «рубка (леса)», «преодоление преград». Относится к группе Сюри-тэ. Автор неизвестен;

Сэйэнтин – «подавление отступления». Относится к группе Наха-тэ, происхождение из Китая.

Тэнсё«вращающаяся ладонь». Относится к группе Наха-тэ. Создано Тёдзюном Мияги на основании изучения им китайской формы Роккисю;

Дзионотносится к группе Сюри-тэ. Китайского происхождения, по названию монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно практиковалась эта ката;

Дзюттэ «десять рук (приёмов)». Относится к Сюри-тэ.

 


 

ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

Ритуал: Додзё  – зал для занятий каратэдо;
Рэй – поклон;

Додзёрэйпоклон залу (при входе и выходе);

Рицурэй ритуальный поклон стоя;

Отогайнирэй взаимный поклон;

Дзарэй ритуальный поклон сидя;

Дзадзэн положение, сидя на пятках, поза для медитации;

Сэйдза команда сесть в Дзадзэн;

Мокусо команда закрыть глаза, приступить к медитации (само настрою);

Мокусоямэкоманда открыть глаза, закончить медитацию.

Хара живот;

Тандэн нижняя часть живота, центр жизненных сил (внутренней энергии – по

Мэцукэ выражение глаз, взгляд;

Сэнсэй учитель, преподаватель;

Сэмпай старший ученик;

Кохай младший ученик;

Мааи дистанция (тика-ма короткая дистанция; ути-ма нормальная, средняя дистанция; то-ма     – увеличенная дистанция).

Кю ученическая степень;

Кюсё слабые места (точки, зоны) тела человека, которые в случае поражения достаточно сильным (мощным) ударом приведут к возникновению острейшей боли, возможно, потере сознания и даже смерти.

 


 

Основные точки (зоны):

 

Передняя часть тела:

Тэнтомакушка головы

Микэн место соединения надбровных дуг с лобной костью;

Битокончик носа;

Бисэнгребень носа;

Касуми виски;

Ганкоглаза;

Дзинчуверхняя губа;

Казаку нижняя часть челюсти;

Микадзукиугол нижней челюсти;

Рё дзикоу кабатокэ впадина ниже уха;

Нодоботокэадамово яблоко;

Хичушейная впадина;

Кёкоцугрудина;

Ганка район грудной клетки ниже сосков;

Дэнкорайон грудной клетки;

Суйаэцусолнечное сплетение;

Тандэнживот;

Кинтэкияички;

Якорайон паха;

Инадзумабок живота;

Фу ситорайон середины внешней стороны бедра;

Сицото коленная чашечка;

Кокэйкромка голени большой берцовой кости;

Соккоподъем стопы;

Хидзилокоть;

Хайсутыл ладони;

 

Задняя часть тела:

Кассацупозвоночник;

Катобузатылок;

Кэйтотыльная сторона шеи (точка между 3 и 4 шейными

позвонками);

Усиро дэнкопочки;

Кибикончик позвоночника (копчик);

Хидза кубомитыльная сторона стопы;

Курубуси лодыжка;

Кокювадза техника дыхания;

Атэмивадза атэ – удар, ми – тело, вадза –   техника;

Поражающая мощь атэми зависит от трёх составляющих: точности, скорости и силы. Сила зависит: от поддержки удара всем телом; от концентрации, она должна достигать своей высшей точки в кимэ, концентрация силы обратно пропорциональна поверхности её приложения -чем последняя меньше, тем мощнее будет действие удара, важна точность приложения удара, удар должен быть направлен точно в жизненно важные точки человеческого тела; от скорости, когда масса перемещается, небольшое увеличение скорости даёт большую поражающую силу. Скорость в свою очередь зависит от правильной координации мышц, от стабилизации массы на её траектории, длины этой траектории;

Кондзё«характер», «дух»;

Тимэйтэки вадза смертельная техника;

 


 

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

Дзюмбиундо подготовительные упражнения;

Сэйриундо заключительные упражнения;

Ходзёундодополнительные упражнения

Макивара традиционный снаряд для отработки ударов, представляет собой доску маки с привязанным к ней рулоном соломы вара.

Сообщить о новости:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • БобрДобр
  • RSS
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • PDF
Мотиваторы

Талант и мастерство одна из самых недопонятых концепций среди людей, которые пытаются добиться успеха, у которых есть мечта.

Талант у вас изначально от природы, мастерство развивается часами, часами и часами упорного труда в своем ремесле.

Неважно на сколько ты талантлив, твой талант провалится, если у тебя нет мастерства.

Так что, ребята, тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь!

Все в ваших руках!!!

Вконтакте
Подписка на новости
Положения

Положения

Протоколы

Протоколы

Статистика

Яндекс.Метрика