История каратэ-до

Великий путь не имеет начала
Тысячи дорог ведут к нему
Тот, кто пройдет через начало пути без дверей,
Шагает свободно между небом и землей.

 

Каратэ-до, как система рукопашного боя имеет глубокие исторические корни. На сегодняшний день, усилия историков, прежде всего, направлены на определение места происхождения каратэ-до. Так, существует мнение, что каратэ-до имеет в своей основе китайские традиции боевых искусств, то есть зародилось в Китае, и уже позже распространилось на остров Окинава. Другие историки поддерживают версию, в которой именно Окинава является родоначальником каратэ-до и что окинавские традиции рукопашного боя существовали задолго до прихода на остров мастеров ЦЮАНЬ-ШУ. Не менее популярной является версия, по которой каратэ-до имеет в своих корнях китайское цюань-шу, однако развивалось все-таки на Окинаве, а не в Китае,  приобретя тем самым национальные черты и собственный путь развития.

Мы предлагаем вам вместе проследить историю развития каратэ-до и на основании этого сделать свои собственные выводы касательно этого, важного для всех занимающихся этим боевым искусством, вопроса.

Для начала следует рассмотреть тот этап развития каратэ-до, который связан с Китаем. На сегодняшний день, известно несколько легенд, согласно которым все боевые единоборства, так или иначе схожие с современным каратэ-до, были привнесены в Китай из Индии, однако, к большому сожалению, историки не располагают ни одним документальным подтверждением этой теории. В одной из версий упоминается имя БОДХИДХАРМА (28-ой индийский патриарх из Южной Индии). Согласно ей Бодхидхарма появился в Китае в начале VI века, а если быть более точным, то в царстве Вэй, где остановился в монастыре ШАОЛИНЬ (переводится как «храм молодого леса»).

Сам же храм был построен у подножия покрытой лесом горы Хэнань (Шаоши) неподалеку от городка Чжэнчоу. Основателем храма считается индийский миссионер Бато, который построил его по повелению императора Сяовэня. Именно здесь Бодхидхарма и стал проповедовать свою трактовку учения о природе Будды в душе каждого человека, которая подразумевала отказ от традиционных ступеней постижения истины, которые были характерны для ортодоксального буддизма. Вместе с духовной практикой, Бодхидхарма также занимался с монахами и активными физическими упражнениями, в основе которых были принципы движения различных животных и элементы самозащиты. Скорее всего, это комплекс упражнений носил название «18 движений рук архатов» и являлся хорошим подспорьем в деле укрепления тела и духа. Благодаря ему, монахи легче переносили испытания длительных сеансов медитации и имели возможность защитить себя в путешествиях за пределами монастыря.

Весь комплекс упражнений базировался на движениях с небольшой амплитудой и имел в своей основе набор специальных дыхательных методик. Именно Бодхидхарма впервые объединил медитативную практику с физическими упражнениями. В более поздний период, эта система стала называться по-китайски «И-ЦЗИНЬ-ЦЗИНЬ», а по-японски «ЭККИН-КЁ». Именно этот комплекс упражнений является основой стиля «ШАОЛИНЬ-ЦЮАНЬ» и многих других направлений и школ единоборств. Что же касается известных основных стилей: стиля Тигра, Змеи, Дракона, Леопарда и Журавля, то они появились несколько позже, в эпоху расцвета монастыря в XV веке.

Свое учение, призванное, с одной стороны – укреплять здоровье и физическое состояние, а с другой – достичь единства духа и тела, Бодхидхарма продолжал распространять до самой смерти. Второй аспект учения Бодхидхармы как раз и стал основополагающим в процессе развития боевых искусств. Согласно учению этого индийского монаха, дух и тело являются неразделимыми понятиями, поэтому постижение окончательной Истины или другими словами – внезапное просветление САМАДХИ, дарующее душевную гармонию и подлинное знание, невозможно без этого союза. Дисциплина тела и очищение духа – это две стороны одной медали, то есть, являются равнозначными понятиями: только в том случае, если тело человека закалено и способно противостоять влиянию окружающего мира, дух его может обрести мир и знание. Соответственно, совершенство, которое и является конечной целью духовного поиска, может быть достигнуто только в процессе неустанного физического самосовершенствования.

Именно в учении Бодхидхармы, впервые боевое искусство стало средством для достижения определенного состояния духа. По сути, эта доктрина индийского монаха оказалась основой для всех видов восточных боевых искусств. И хотя метод и не был чем-то совершенно новым, он внес значительный вклад в процесс развития различных единоборств. На техническом уровне, доктрина Бодхидхармы обеспечила синтез индийских учений с местными методами борьбы, в результате чего образовалось эффективное боевое искусство. Большинство нововведений оказалось именно духовного плана. Именно буддизм, а конкретнее ДЗЕН-БУДДИЗМ, привнес в боевые искусства значительную духовную составляющую. Сегодня можно без преувеличения сказать, что Дзен-буддизм оказался настоящим «двигателем» восточных методов борьбы, причем именно тех методов, которые были рассчитаны на сражение без оружия или с посохом – единственным средством защиты, которые имели право носить с собой монахи в своих странствиях.

Смерть Бодхидхармы ввергла монастырь Шаолинь в череду потрясений, поскольку это была эпоха, когда на территории Китая существовало множество царств, часто враждующих между собой. Согласно легенде, где-то в районе IX-X веков, монастырь был полностью сожжен во время гражданской смуты и крестьянских волнений. Практически все монахи погибли, а оставшиеся в живых бежали на юг, в провинцию Фуцзянь, где основали новый храм – ЧЖАО-ЛИНЬ (в японской трактовке – СЁРЭЙ), что переводится как «просветленный дух» или «ясная душа». Большинство первоисточников западных историков называют этот монастырь Южным Шаолинем. Именно в это время и произошло известное разделение на южный и северный стили.

В период с XIIпо XVI века, в Китае появилось большое количество различных стилей единоборств, каждый из которых имеет собственную историю и своих собственных легендарных основателей. Так сложилось, что духовная сторона практически всех северных стилей оказалась связана с чань-буддизмом, тогда как южные стили взяли за основу Даосистскую концепцию. Во времена правления в Китае манчужров, то есть в период с XVIIпо XVIII века, происходила массовая миграция китайцев в близлежащие страны. Как результат – китайская техника боевых единоборств проникла в Тайланд, Бирму, Индонезию, Вьетнам, Корею, где скрестившись с местными традициями, положила начало новым видам боевых искусств, которые генетически были связаны с Цюань-Шу.

Однако такие быстрые темпы распространения неизбежно повлекли за собой трансформацию ШАО-ЛИНЬ-ШУ-КЭМПО в обычный комплекс физических упражнений. Сама же суть учения Бодхидхармы, а именно осознание окончательной Истины, была утрачена. И только в Японии, куда Дзен попал в XII веке и был принят на вооружение культурой самураев, цель учения была открыта заново.

Остров Окинава играет важнейшую роль в истории каратэ-до, поскольку его по праву можно назвать колыбелью этого вида боевого искусства. Перед тем, как мы продолжим рассказ о становлении каратэ-до, следует сделать небольшую географическую справку. Архипелаг Нансей (Рюкю) – это цепочка островов, которая начинается от острова Кюсю и тянется до Тайваня. В его составе находится несколько мелких островов: Окинава, Акима, Токараи, Сакисима и др. Среди этих островов, Окинава является самым крупным – он имеет вытянутую форму, а его площадь составляет 1254 кв.км. Длина острова оставляет примерно 110 км, а средняя ширина – 10-12 км. Самые крупные населенные пункты (Томари, Сюри и Наха) находятся в южной части острова. Столица острова (и по совместительству, самый крупный порт) – город Наха. Остров находится на расстоянии 800 км от южного побережья Китая, в 600 км от Тайваня и в 500 км от острова Кюсю.

Местное население острова является родственным японцам, хотя существует мнение, что обитатели острова имеют в своем генофонде примеси китайской, полинезийской и даже арабской крови. Население острова в основном говорит на диалекте Рюкю. Реформы Мэдзи в 1868 году привели к тому, что Окинава вошла в состав Японии как префектура. Само же слово «Окинава» имеет японское происхождение и переводится как «веревка в море». Сами же окинавцы называют остров Утина, а себя, соответственно – «утинантю». Археологические раскопки, неоднократно проводимые здесь историками, позволяют утверждать, что остров был заселен людьми примерно 20 тысяч лет назад. Совершенно точно установлено, что жители острова еще в III веке имели связь с большим континентом. В Китае же первые письменные свидетельства об острове датируются началом VII века. Согласно немногим сохранившимся документам того времени, архипелаг Рюкю находился в состоянии жестоких междоусобных войн. В те времена, остров Окинава представлял из себя раздробленную феодальную страну, которая подвергалась разграблению местными мелкими вождями.

Начиная с VII века, появились свидетельства о первых торговых контактах острова с Японией, которые постепенно становились все более прочными. Во времена появления могущественных японских феодальных кланов Минамото и Тайра, которые в X-XI веках устраивали ожесточенные войны за власть, именно Окинава стала тем местом, где сторонники поверженного клана Тайра нашли себе укрытие от мести победителей. Таким образом, на остров попало японское боевое искусство и оружие. В период с VIII по XIII века, остров постоянно подвергался нападениям пиратов, а время от времени и регулярных войск с китайского континента. Это означало, что разобщенные местные правители были вынуждены выплачивать дань и Японии, и Китаю. В 1186 году, благодаря усилиям первого короля Окинавы Сюнтэна, объединившем остров под одним флагом, период феодальной раздробленности острова подошел к концу. Львиную долю своего внимания Сюнтэн уделял военному делу. Он организовал возведение целого ряда крепостей и стал обучать солдат военному искусству. Население острова пыталось отстаивать свою независимость вплоть до XIV века, однако в 1372 году, королю Рюкю Сацудо пришлось признать власть китайской династии Мин. Это привело к появлению колоний, как военных, так и гражданских миссий, которые расположились поблизости от самых крупных городов Томари, Наха и Сюри.

Вопреки тому, что китайская община предпочитала держаться обособленно, это не помешало сведениям о КЭМПО просочиться в народ. Поэтому неудивительно, что как раз в окрестностях этих трех городов и сформировались впоследствии три крупнейшие школы каратэ-до: ТОМАРИ-ТЭ, НАХА-ТЭ и СЮРИ-ТЭ. В начале XV века, король Се Ха-си осуществил окончательное объединение трех районов Окинавы, которые постоянно соперничали между собой: Тю-дзан, Нан-дзан и Хокусан. Для предотвращения вооруженных бунтов и развала властных структур, Ха-си издает указ о запрете ношения оружия «КИНЬ-БУ». Единственными, кто не подпал под этот указ, стали высшие феодалы и королевская дружина. Таким образом, мирное население острова оказалось абсолютно беззащитным перед произволом местных солдат и чиновников, а также перед набегами разбойничьих банд. Как результат – крестьяне были вынуждены обратиться к местным мастерам рукопашного боя ОКИНАВА-ТЭ.

Как  следует из трудов по истории окинавского Годзю-рю мастера ХИГОАННА МОРИО,  после этого приказа на острове было создано два стиля рукопашного боя. Первый получил распространение в дворянской семье и стал называться ТЭ, второй стал развиваться среди простого сословия и получил название «РЮКЮ КОБУДЗЮЦУ». Поскольку этим стилем занимались преимущественно ремесленники, крестьяне и рыбаки, он отличался применением в качестве боевых приспособлений простых инструментов, которыми пользовались крестьяне. Как правило, тренировки проводились ночью и втайне от местных властей. Стоит также сказать, что различные виды боевых искусств существовали на Окинаве и ранее. Первые упоминания о них можно найти в летописях, относящихся к VIII веку. Еще одной особенностью развития боевых искусств на Окинаве являлось то, что остров издавна служил пристанищем беженцев из самых разных районов Азии. В XII веке, остатки уже упоминавшегося клана Тайра принесли на остров передовые японские знания касающиеся боевых искусств. После падения династии Мин в XVII веке, на остров прибыли эмигранты из Китая, которые также принесли с собой некоторые элементы китайских видов единоборств. Именно смесь японского БУ-ДЗЮЦУ и китайского ЦЮАНЬ-ШУ и стала основой для появления специфической системы боя  ОКИНАВА-ТЭ.

Вместе с тем, расширялись связи острова и с другими регионами. Так, в период с XV по XVI век, Окинава открыла свои представительства в Корее, Бирме, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии, Малайзии и других странах, что еще больше способствовало пополнению арсенала ОКИНАВА-ТЭ различными элементами боевых искусств.

В 1477 году, страшим сыном правителя Се Ха был вновь издан указ о запрете ношения оружия и тренировок по системе ОКИНАВА-ТЭ, что послужило началу периода подпольного развития этого искусства. Географическое и политическое положение острова требовало от его руководства постоянного лавирования между Японией и Китаем. Государство Рюкю было не в состоянии защитить своих купцов от нападений, поэтому и было вынуждено обращаться к покровительству Японии или Китая.

Трагическую для всей Окинавы ошибку совершил правящий в те времена король Сэ Нэй. К нему обратился за помощью в завоевании Китая и Кореи могущественный японский военачальник и видный государственный деятель Тоетоми Хидэеси. Тот же не только отказал ему в помощи, но и поведал о его планах китайскому императору.

Военная интервенция японцев в Корею в конце XVI века оказалась крайне неудачной. Военачальник Хидэеси умер внезапной смертью и оставшиеся без руководства войска были вынуждены вернуться в Японию. Смерть Хидэеси привела к жестокой междоусобной войне в Японии, победителем в которой стал Токугава Иэясу. Одним из побежденных соперников Токугавы оказался Сацума Симадзу Иэхиса – властитель одного из южно-японских княжеств. Токугава не стал убивать своего соперника, а поставил его во главе карательного похода на королевство Рюкю. Симадзу отнесся к заданию очень серьезно, и зимой 1609 года более трех тысяч самураев высадилось на острове Окинава. Лишенные оружия окинавцы, не смогли оказать какого-либо достойного сопротивления профессиональным японским воинам.

В результате остров Окинава стал японским протекторатом, а его население стало подвергаться жестокой дискриминации. Именно период оккупации острова японцами и стал причиной организации массовых протестов местных жителей. Крестьяне целенаправленно убивали сборщиков налогов и нападали на небольшие самурайские конвои. В результате японский наместник издал уже третий указ, который запрещал ношение оружия. Еще в 1588 году, после указа Хидэеси, на острове была объявлена так называемая «охота за мечами», когда за ношение холодного оружия жители подвергались смертной казни. Наказывались целые деревни, а некоторые способы наведения порядка были и вовсе унизительными. Так, все секиры и топоры для разделывания мяса приковывались цепями к центральному столбу деревни и, соответственно, пользоваться ими можно было только в этом месте.

В 1629 году на Окинаве появилось тайное общество, целью которого была борьба с оккупантами. Главной целью объединения была подготовка восстания, в которой не последнее место отводилось искусствам рукопашного боя. Основателями общества были мастера ОКИНАВА-ТЭ. Заговорщики тренировались в глубочайшей тайне, в горах и пещерах острова. Лишенные нормального оружия, ремесленники и крестьяне сделали оружием свои руки и ноги. Важнейшей частью таких тренировок была отработка техники ударов на особых устройствах под названием «макивара», однако основой тренировок было постоянное повторение упражнений «ката», которые давали возможность обучиться технике боя без наличия партнера. Эти упражнения заговорщики повторяли постоянно, сотни и тысячи раз.

В результате, люди добивались потрясающей эффективности ударов и общего технического уровня. Учитывая то, что жителям острова противостояли хорошо обученные воины, которые знали искусство войны на практике, шансов на победу было немного, поэтому их нужно было вырывать любыми способами. Именно в это время и появилось выражение «Одним ударом наповал». Упорные тренировки на деревьях позволили окинавцам разбивать шлемы и панцири самураев голыми руками, а удары пальцами использовать вместо традиционных копий и мечей. Большие проблемы доставляли самураи, вооруженные копьем или мечом. Самурайский меч «катана» чрезвычайно остр и легок, поэтому оттолкнуть его или схватить было практически невозможно. От удара мечом сверху вниз уклониться было невозможно, поэтому родилась специальная техника «сютоути» – блокирование меча ребрами ладоней. При ударе, который наносился параллельно полу, воин отбивал меч ладонями вниз, а сам же, перепрыгнув через него, наносил свой удар.

Тайные тренировки привели к формированию нового искусства борьбы без оружия; тогда  же появился и термин ТЭ, который обозначал искусство рукопашного боя Окинавы. Параллельно с этим, развивалось и искусство боя с применением оружия под названием КОБУДО-ДЗЮЦУ. В роли оружия использовались обычные предметы крестьянского обихода: трезубцы, палки, серпы, весла, веревки и даже мельничные жернова. Именно слияние двух техник: ЦЮАНЬ-ШУ и ОКИНАВА-ТЭ, и привело к появлению ТОДЭ.

Отличительной особенностью комплекса ТЭ было упражнение САНТИН-КАТА, которое вырабатывало правильную стойку – основу последующего обучения, технику перемещения и дыхания и эффективные движения ног и рук. Также ТЭ содержало и другие упражнения, в которых вес тела распределялся  равномерно между двумя ногами, а основные движения были прямолинейными. В основном использовался сжатый кулак, удар которым наносился вдоль прямой линии. Во время удара, кулак проворачивался из положения «ладонью вверх» в начальной стадии удара, до положения «ладонью вниз» в конечной точке. Что же касается блокирующей техники ТЭ, то она имела в своей основе круговые движения. При этом удары соперника отклонялись в сторону или блокировались. Техника ударов ногами предполагала нанесение прямых ударов. Их них наиболее эффективными показали себя удары пятками. Такие же удары, как маваси-гери, были привнесены в систему гораздо позже. В отличие от китайского ушу, которое больше специализировалось на оздоровительных целях, окинавская борьба ставила перед собой одну цель – убийство противника.

Таким образом, напрашивается вывод, что искусство боя ТЭ появилось именно тогда, когда это было необходимо в связи с социальным климатом той эпохи, а конкретно – после оккупации Окинавы японскими войсками. Доподлинно известно, что мастер Сакугава, изучавший в Китае шаолиньский Цуань-Шу и Бо-дзюцу, вернувшись на остров в середине XVIII века, основал там свою собственную школу под названием Сакугава-но Каратэ. Этот словосочетание является первым, в котором используется слово КАРАТЭ. Дело Сакугавы продолжил его ученик Мацумура Сокон, который в начале XIX века основал школу СЁРИНДЗИ-РЮ ГОКОКУ-ЙН КАРАТЭ. Впоследствии эта школа сменила  название на СЁРИН-РЮ и стала одним из главных стволов последующего дерева стилей.

В 1848 году, Мацумура удостоился звания Верховного наставника боевых искусств Окинавы. Он был сторонником жесткого силового каратэ в его классической манере старого Шаолиня. Главными факторами успеха Мацумура считал силу, технику, резкость и быстроту. Всяческие финты и увертки он считал недостойным трюкачеством. Официально, искусство ТЭ переименовали в КАРАТЭ в 1887-1889 годах. Такое название сохранялось за ним вплоть до 30-х годов XX века, когда каратэ стало распространяться в Японии. В 1868 году, в результате реформ Мэйдзи, самурайское сословие было уничтожено как класс, а остров Окинава стал провинцией Японии. Период подпольного развития каратэ был закончен.

Начиная с 1885 года, остров Окинава является полноправным субъектом японской империи. Здесь была создана система образования, а мужское население регулярно призывалось в армию. Именно тогда японские офицеры заметили, что призывники с Окинавы гораздо выносливее и сильнее своих японских соратников, что привело в 1903 году к включению каратэ, как национального вида физподготовки, во все образовательные программы Японии.

Первым учителем, кто стал преподавать каратэ в государственном заведении, стал Ясуцунэ Итосу – ученик Мацумуры. В свою очередь, он стал учителем основателей всех известных сегодня школ каратэ-до: Фунакоси Гитина (школа Сетокан-рю), Мияги Тёдзюна (школа Годзю-рю), Мабуни Кэнва (школа Сито-рю) и других. Также Итосу значительно переработал весь ряд упражнений КАТА, в результате чего, акцент сместился с боевого на оздоровительный  и гимнастический. Именно он открыл для широкой публики знания боевой техники ТЭ.

Два главных направления традиционного каратэ сформировались в конце XIX века, взявши за основу стиль СЁРИНДЗИ-РЮ. Результатом объединения стилей        ТОМАРИ-ТЭ и СЮРИ-ТЭ оказался стиль СЁРИН-РЮ, а объединение стилей ТОМАРИ-ТЭ и НАХА-ТЭ привело к появлению стиля СЁРЭЙ-РЮ. Стиль СЁРИН-РЮ предполагает использование обманных движений, пассов и раскачки. Этот легкий стиль может быть доступен каждому, в результате чего им владели даже женщины и дети. СЁРЭЙ-РЮ основывался на староокинавских принципах кулачного боя, который назывался ТЭ. Оба стиля получили широкое распространение, однако в XIX веке необходимость пробивать стальные доспехи и убивать противника исчезла, поэтому более легкий стиль СЁРИН-РЮ получил более широкое распространение. Если же говорить о  философской и духовной базе каратэ, то к сожалению, реалии жизни населения Окинавы больше подталкивали людей к обучению искусству выживания во враждебной обстановке, чем к  достижению идеальной гармони со вселенной. Это привело к тому, что в основе этого искусства оказались военно-прикладные задачи, поэтому связь учением КЭМПО была практически утрачена. Когда же в начальных годах XX века каратэ покинуло пределы архипелага Рюкю и распространилось по всей территории Японии, обретая все новых и новых поклонников – это древнее искусство рукопашного боя стало достоянием всей японской нации.

Источником духовной опоры современного каратэ стал морально-этический комплекс воина-самурая БУСИДО, который воплощал идею сочетания чести (гири) и гуманизма (ниндзё), добавляя к этому стремление к слиянию человека с природой и достижению гармонии между телом и духом. В процессе своего развития, Бусидо превратилось в своеобразный моральный кодекс японских воинов и впитало в себя положения многих религий: синтоизма (национальной религии японцев), конфуцианства и буддизма.

Бусидо было неким универсальным комплексом, который совмещал  в себе изучение сущности человека, его психики, теорию бытия и содержало в себе нравственные принципы и ценности. Большое влияние на Бусидо оказало махаянистское направление буддизма, которое проникло в Японию в VI веке. Схожесть мировоззрения воинов с положениями учения Дзен привело к созданию религиозно-философского базиса самурайства. К примеру, именно из Дзен Бусидо приняло идею строжайшего самоконтроля. Помимо этого, Бусидо взяло из Дзена и искусство медитации, благодаря которому воины воспитывали в себе самоуверенность и хладнокровие. Конфуцианство принесло в Бусидо идею верности своему долгу. Главными принципами Бусидо оказались отвага, долг, честность, простота и презрение к деньгам. Под влиянием этих трех мировоззрений и сформировалось понятие МИТИ – путь познания истинной цели жизни.

В начале XX века, каратэ-до, в его традиционной дзен-буддистской интерпретации, быстро адаптировалось в Японии после показательных выступлений окинавских мастеров, в результате которых, этот вид рукопашного боя обрел массовую популярность среди поклонников других видов боевых единоборств, включая и дзюдо. Так, основатель школы дзюдо Дзигоро Кано знал многих окинавских мастеров каратэ и имел с ними прекрасные отношения.

Наиболее знаменитым событием в истории каратэ-до можно считать показательное выступление, которое состоялось в марте 1921 года перед будущим императором Хирохито. Кронпринца поразили демонстрации кумитэ, тамэси-вари и ката. В 1924 году открылся первый клуб в городе Мэйсэй-дзюку. В 1924 году, новый стиль КАРА-ТЭ-ДЗЮЦУ включили в свои образовательные программы несколько университетов и школ. С тех пор, практически все мастера с Окинавы стали регистрировать свои направления и стили, и давать им оригинальные имена.

В 1926 году, в Осаке, известный мастер Мабуни Кэнва основал новый стиль СИТО-РЮ, который был официально зарегистрирован лишь в 1930 году. Годом раньше, друг Мабуни – Мияги Тёдзюн, зарегистрировал свой собственное направление под названием ГОДЗЮ-РЮ. Даже из названия этого стиля ясно, что он сочетает в себе противоположности – твердое и мягкое. Это стиль имел в своей основе более старый стиль Наха-тэ. Мощные фронтальные атаки здесь совмещались с мягкими отводящими блоками, пластичными переходами и высокими стойками. В 1936 году, окинавский мастер Фунакоси Гичин зарегистрировал собственный стиль СЁТОКАН-РЮ. Основой для названия стиля послужил авторский псевдоним мастера, который был признанным знатоком изящного слова. Иероглифы СЁ и ТО означают «сосны и волны», а иероглиф КАН – клуб. В разработке нового стиля Фунакосе Гичин отталкивался от стиля  Сюри-тэ.

Помимо этого, он, вместе со своим сыном, включил в арсенал нового стиля целый ряд новых ударов ногами, среди которых особенно выделялись задние и круговые. И отец, и сын считали, что оптимальная дистанция для боя – средняя. Если же говорить в общем, то с самого своего рождения, стиль Сётокан развивался в спортивном направлении, все дальше отдаляясь от принципов настоящих боевых искусств. Один из самых первых учеников Фунакоси Гичина  – Хиронори Оцука, видоизменил некоторые приемы школы Фунакоси, а впоследствии решил внести в стиль и вовсе новый принцип, который он позаимствовал из дзю-дзюцу – так называемое «мягкое» соприкосновение с противником. В 1939 году, при поддержке Фунакоси Гичина, Оцука зарегистрировал новый стиль каратэ-до – ВАДО РЮ («ва» означает гармония, мир).

Что же касается мастеров, которые жили на Окинаве, то они продолжали практиковать старые стили Сёрин и Сёрей, причем делали это довольно успешно. Среди знатоков истории известна дата – октябрь 1936 года, когда на острове Окинава, в городе Наха, состоялась знаменитая конференция мастеров каратэ, где был утвержден приоритет принципа духовного начала ДО (который ранее использовался в кэн-до и дзю-до) в практике этого боевого искусства. Также мастера приняли решение изменить смысл названия: иероглиф «кара», который значил «китайский», заменили на созвучный ему «кара», означающий «пустой». Еще одним важным событием конференции стало признание самостоятельности школ каратэ-до в рамках четырех основополагающих стилей, которых в то время уже насчитывалось более сорока.

Начало Второй мировой войны  Япония встретила с четырьмя основными стилями: ВАДО-РЮ, СЁТОКАН, СИТО-РЮ и ГОДЗЮ-РЮ. В следующие несколько десятилетий, эти четыре стиля стали основой для появления большого количества других направлений и школ. Так, стиль Годзю-рю стал основой для появления таких направлений, как: Учи-кай, Таишу-кай и Годзю-кай. Учениками Мабуни было создано несколько новых стилей, среди которых самыми известными стали следующие: Сэйсин-кай, Кэнкю-кай, Итосу-кай, Сито-кай, Сюко-кай и Санкю-кай. Стиль Сётокан стал основой для появления таких школ, как: Ниппон каратэ кёкай, Тидо-кай, Сёто-кай и др. Стиль Вадо-рю получил свое продолжение в школе Вадо-кай.

Во время Второй мировой войны и последовавшей после нее американской оккупации, в стране насчитывалось порядка десяти ассоциаций каратэ-до, которые конкурировали между собой. Перед проведением в Японии Олимпийских игр 1964 года, некоторые главы ассоциаций внесли предложение провести во время Игр несколько показательных выступлений в Будокане – тогдашнем Центре боевых искусств. Предложение могло быть реализовано только в том случае, если бы все ассоциации нашли между собой общий язык и смогли объединиться. Таким образом и возникла Японская Федерация каратэ-до, которая носила название ДЗЭН НИХОН КАРАТЭДО РЭММЭЙ. Федерация объединила под своим флагом большинство школ и стилей. Примечательно, что, даже войдя в состав Федерации, все стилевые группы сохранили свою автономию и продолжали проводить свои собственные ежегодные чемпионаты.

Еще в начале 50-х годов, информация о каратэ-до попала в Европу и Америку. Это привело к быстрому росту популярности этого боевого искусства за пределами Японии. Появились миллионы поклонников каратэ-до практически во всех странах земного шара. В 1968 году была создана Европейская ассоциация каратэ-до, а уже в 1969 году появился Международный союз организаций каратэ-до. В том же году был проведен и первый Чемпионат Мира по этому виду боевого искусства.

На сегодняшний день, каратэ-до – это довольно обширная совокупность различных направлений и стилей, которые, однако, имеют в своей основе единую для всех идею, которая базируется на принципах древнего ТОДЭ.

Сообщить о новости:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • БобрДобр
  • RSS
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • PDF
Мотиваторы

Талант и мастерство одна из самых недопонятых концепций среди людей, которые пытаются добиться успеха, у которых есть мечта.

Талант у вас изначально от природы, мастерство развивается часами, часами и часами упорного труда в своем ремесле.

Неважно на сколько ты талантлив, твой талант провалится, если у тебя нет мастерства.

Так что, ребята, тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь!

Все в ваших руках!!!

Подписка на новости
Положения

Положения

Протоколы

Протоколы

Вконтакте
Instagram
Статистика

Яндекс.Метрика